SoLetnyaya (soletnyaya) wrote,
SoLetnyaya
soletnyaya

Category:

Клин: дом-музей П.И. Чайковского

Творчество Чайковского звучит не только в душах, сердцах, ассоциативной памяти, но и в природе. Когда я ехала по питерской трассе, то жаркое утреннее солнце сменилось объемными облаками, сделавшими краски природы более насыщенными, отчетливыми. А потом по нарастающей начали падать капли: осторожные, пробующие июньский день на ощупь, а затем настолько фривольные, будто знающие, что лучше них эту партию никто не исполнит. Природа играла, и, кажется мне, руководил ею не кто иной, как Петр Ильич...



Дом композитора, обрамленный нехитрыми, но такими уютными дорожками, излучал особенное тепло. Казалось, что пока я бегу к нему в не по погоде короткой юбке, на кухне греется самовар, пышат жаром на блюде только что снятые с огня сырники и раскладывается по розеткам черносмородиновое варенье. Впрочем, жилище Чайковского встретило меня иным ароматом - каким-то очень живым духом старины. Наверное, объяснение этого кроется в том, что практически все вещи, находящиеся в доме, подлинные.



В коридоре находятся чемоданы Чайковского. Они до сих пор хранят бирки с фамилией автора, оставшиеся от многочисленных путешествий.



Гостиная дома довольно просторна и разделена на несколько зон. Центральная, естественно, отведена роялю. Этот раритет, при взгляде на который захватывает дух, нынче задействован ровно два раза в год: в знаковые для Чайковского даты на инструменте играют лучшие пианисты мира...



Кстати, любовь Петра Ильича к музыке началась с появлением в семье гувернантки - француженки Фанни Дюрбах. Она называла своего воспитанника "стеклянным мальчиком" - за особую ранимость души и за настойчивость, с которой он так барабанил по стеклу, что однажды разбил его... А вот родные не слишком разделяли любовь Чайковского к музыке и видели его юристом. В десять лет мальчик уезжает из родного Воткинска на обучение в Петербургское Училище правоведения, которое готовило чиновников для департамента юстиции. Впрочем, это не помешало Чайковскому поступить в музыкальные классы при Русском музыкальном обществе, а после и вовсе всецело посвятить себя искусству. Причем, если музыка Петра Ильича интересует буквально, то литература фигурально - в доме есть довольно внушительная библиотека с собранием сочинений классиков.



В 26-ть лет Чайковский переезжает из Петербурга в Москву, чтобы стать профессором Московской консерватории. В столице его ждет признание не только широкой общественности, людей искусства, но и императрицы Марии Федоровны, которой композитор посвятил двенадцать романсов. В знак признательности титулованная особа подарила Петру Ильичу свою фотографию со знаком короны на рамке. Нынче этот снимок стоит на каминной полочке гостиной.



Зала ведет в личную комнату композитора.



Апартаменты Чайковского более чем скромны: кровать, небольшой диванчик, шкаф, стол... Именно за столом композитор, как обладатель абсолютного слуха, сочинял свои великие произведения.



В комнате довольно много рукотворных предметов: сестра и поклонницы Чайковского одаривали композитора самодельными уникальными вещами. Так, туалетный столик декорирован покрывалом, вышитым французской почитательницей Петра Ильича.



Кроме любви - признательности дом Чайковского хранит и воспоминания любви между мужчиной и женщиной. Петр Ильич был влюблен во французскую певицу Дезире Арто. А она, уехав на гастроли в Варшаву, стремительно вышла замуж за певца из своей труппы, не поставив Чайковского в известность. Через какое-то время композитор пришел на выступление Дезире. Но, несмотря на наличие бинокля, не смог разглядеть ее: глаза застилали слезы... Спустя двадцать лет некогда влюбленные люди встретились вновь, и остались весьма довольны теплым разговором.
Впрочем, у Чайковского все-таки был брак, правда, не слишком удачный. О нем, равно как и о гомосексуальных наклонностях композитора, этот дом умолчал... Зато поведал о других качествах мэтра. К примеру, Чайковский был избирательно гостеприимен: любил принимать у себя, но только по приглашению или предварительному предупреждению. Нежданных гостей не любил. А вот у особо почитаемых даже были свои комнаты - к примеру, у племянника Владимира Давыдова.


Есть свои апартаменты в этом доме и у брата Чайковского - Модеста. Кстати, после смерти Петра Ильича именно Модест решил сохранить аутентичную обстановку дома и сделать из него музей. Правда, он рассчитывал что интерес к дому продлится не более 70-и лет, пока живо поколение Чайковского. В прошлом году музей отметил 150-т лет, а желающих прикоснуться к великому композитору не становится меньше.



На первом этаже дома находятся кухня и буфетная.



Здесь же расположена и столовая с выходом на веранду. Впрочем, в столовой Чайковский только обедал. В остальное время он трапезничал в своей комнате.



Каждодневная работа - это обязательное расписание Петра Ильича. А еще - обязательные прогулки. Какая бы погода не была за окном, Чайковский непременно дышал воздухом по два - три часа в день. Наверное, это его пристрастие и сыграло решающую роль жизни именно в уединенном Клину, а не в шумной Москве.
На территории парке, где находится дом композитора есть также флигель. Нынче здесь проходит выставка воспитанника и друга Чайковского - Сергея Танеева.



Неподалеку расположена постройка, очень напоминающая амбар. Выставка внутри знакомит с историей Клина, в частности - с легендами о происхождении названия города. Наиболее достоверная состоит в том, что клинская земля входит в Тверскую область кусочком, очень напоминающий клин. А самая необычная, но наиболее нежизнеспособная версия заключается в том, что однажды императрица остановилась в эти землях, зацепилась платьем за куст, вследствие чего от наряда оторвался кусок - клин.



Последняя экскурсионная экспозиция, находящаяся в современном концертном зале, посвящена 40-ю конкурса имени П.И. Чайковского. Здесь несколько костюмов самого композитора, наряды из опер "Пиковая дама" и "Евгений Онегин", нотные тетради...



В завершении - роскошный аккорд в виде прослушивания 5-ой симфонии Петра Чайковского. После такого музыкального обогащения совершенно не хочется ставить точку на своем пребывании в доме - музее. Я останавливаюсь на запятой - и отправляюсь на прогулку по тем самым тропкам, которые так любил композитор, благо дождь сменился на солнце. И такое мое решение оказалось невероятно правильным, поскольку в потоке зелени я обнаружила... Петра Ильича Чайковского... в виде постамента.



Несмотря на отсутствие слепка с руки композитора в музее, на памятнике извилистые пути вен и длинные пальцы выражены более чем явно.



Мне думается, что именно эти самые пальцы сдирижировали буйство стихии на обратном пути. Молния ножницами кромсала небо; стволы деревьев прогибались, словно смычки, а стокатто дождя накатывало лавинным потоком снова и снова, и не утихало всю ночь...
Subscribe

  • г. Владимир: противоречия

    Здесь толпы туристов и мертвое безлюдье, абсолютная миролюбивость и княжеские междоусобицы, сложный рельеф и простая навигация, светлые каменные…

  • Свет Рождества

    Иногда она возвращается в неподвижном спокойствии дня, та память о прожитом, такая захватывающая и поглощающая в слепящем свете Рождества.

  • Предстоящая встреча

    В последние мгновения года воспоминания накатывают одно за другим, словно в бутылке находится не шампанское, но время. Оно раскручивается струйкой…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments