SoLetnyaya (soletnyaya) wrote,
SoLetnyaya
soletnyaya

Categories:

Поленово: в гостях у осени



Как прекрасно стареть с достоинством - это выражение абсолютно применимо к осени. Благородство красок, тонкие ароматы прелой листвы и ранимое до слез небо - навевают неизбывную грусть, прервать которую, подобно эфтаназии, под силу разве что суровым морозам...
Я стараюсь не злоупотреблять осенью, потому что считаю это чрезвычайно опасным, балансирующим на грани душевных терзаний или психического расстройства. И тем не менее иногда я срываюсь. По собственной воле, хотя и не без внутренних противоречий, я уезжаю туда, где осень наиболее очевидна. Сегодня таким местом для меня стала деревня Страхово, расположенная на берегу Оки. Именно в этих живописных местах находится усадьба художника Василия Поленова.




В этих краях я была четыре года назад. Впрочем, одно и то же место в разные периоды жизни и в разные сезоны предстает совершенно иным. Сегодняшняя усадьба, под стать ремеслу своего именитого владельца, пропагандировала философскую мысль о том, что в зависимости от ракурса жизненная картина может дарить надежду или ввергать в отчаяние...







Сейчас сложно поверить, но заповедная территория некогда представляла собой пустынный холм над Окой. Незаурядный Поленов загорелся идеей купить это место, чтобы создать на нем очаг красоты и искусства, пристанище для многочисленных друзей и учеников.
Все так и вышло: земельные гектары засеяли расстительностью, возвели несколько построек - "аббатство" или мастерскую, "адмиралтейство" или лодочный сарай, "фахверковый сарай" или кладовую и, наконец, большой дом. Деревянное, трехэтажное строение с белыми стенами, насчитывающее двадцать две комнаты, создано по проектам самого Василия Поленова.



Нынче для посетителей открыты двери шести комнат - портретной, библиотеки, столовой, кабинета, мастерской и пейзажной. Каждая из них пропитана очаровательной стариной и раритетной исконностью. Пожалуй, во многом это объясняется стоящей во главе усадьбы правнучкой художника - Натальи Поленовой.



Поленовский дом - это музей в музее. Здесь хранятся сразу несколько собраний художника - старинное оружие, древнегреческие и древнеегипетские находки, предметы декоративно-прикладного и русского народного искусства. Но главная коллекция Василия Поленова – это картины таких мастеров, как Илья Репин, Иван Шишкин, Исаак Левитан, Константин Коровин, Владимир и Константин Маковские, Сергей Иванов и др.





Среди работ самого Поленова самой масштабной является графический вариант картины "Христос и грешница". Живописный экземпляр данного произведения выставлен в санкт-петербургском Русском музее.



Я покинула Большой дом, но продолжила пребывание в поленовском идеальном мире. И это не какой-нбудь абстрактный идеализм, а вполне гармоничный, сумевший примирить цветущие розы и жухлую листву.





Прогуливаясь по заповедной территории и утопая в опавших листьях, я поймала себя на мысли, что их количество настолько неэквивалентно мегаполисному, что представляется чудом. А еще мне показалось, что каждый отдельный лист, столь незначительный в геометрии осени и мира, имеет свой алгоритм. И разгадывать его не менее увлекательно, чем читать линии на руке. Правда, кривая жизни неизменно оказывается короткой...


Subscribe

  • г. Владимир: противоречия

    Здесь толпы туристов и мертвое безлюдье, абсолютная миролюбивость и княжеские междоусобицы, сложный рельеф и простая навигация, светлые каменные…

  • Свет Рождества

    Иногда она возвращается в неподвижном спокойствии дня, та память о прожитом, такая захватывающая и поглощающая в слепящем свете Рождества.

  • Предстоящая встреча

    В последние мгновения года воспоминания накатывают одно за другим, словно в бутылке находится не шампанское, но время. Оно раскручивается струйкой…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments