SoLetnyaya (soletnyaya) wrote,
SoLetnyaya
soletnyaya

Categories:

Музей-заповедник "Поленово": рисовать осень

В ушах звучали торжественные переливы, и глаза прозревали доселе невидимое. Все дороги вели меня в село Страхово, все краски природы трубили ему славу, выкрикивая имя самого известного местного поселенца - Василия Поленова. Я ехала в гости к художнику. Я предвкушала рисовать осень.





Это мой третий поленовский "пленэр" и, пожалуй, самый невозможный, упоительный, невесомый. Нет слов - имение живописца, а под стать ему и мой образ, - белый зефир, чудо из чудес!



Любопытно, что главный усадебный дом, равно как и другие постройки имения, Василий Поленов придумал сам. В конце XIX века архитектура была модным увлечением в среде художников. Творцы старались не только высказаться, но и выделиться. Поленову удалось и то, и другое. Трехэтажный дом, построенный на вершине холма над Окой, словно шкатулка, хранит и открывает каждому заглянувшему в нее красоту. А поскольку красоту я считаю одним из важных жизненных ориентиров, то предвкушая и даже зажмуриваясь от удовольствия, открыла входную дверь.





Пребывать в поленовских интерьерах, все равно что оказаться внутри игрушки - калейдоскопа. Количество самобытных вещей здесь так велико, что каждый новый поворот головы радикально меняет картину. Между тем, композиция пространства в идеале отражает представление художника об устройстве мира, его гармонии. Действительно, может ли быть большее равновесие для человека, воспринимающего окружающее глазами, чем построить дом с огромными окнами, рамы которых словно обрамляют открывающиеся пейзажи?!.





На первом этаже расположены Портретная, Столовая, Кабинет и Библиотека. Последняя комната интуитивно мне ближе всего. Возможно, все дело в готическом камине с мозаичными фризами, сделанными хозяином дома из окских камней. А, может быть, причина - в собрании русской живописи, украшающей стены помещения. Здесь расположены работы ближайших друзей Поленова - Ивана Шишкина, Исаака Левитана, Владимира и Константина Маковских, Илариона Прянишникова, Константина Коровина и многих других.



Если первый этаж отдает дань уважения выдающимся современникам, то второй рассказывает только и исключительно о творчестве Василия Поленова. Так, уютная Мастерская  является, по сути, музеем одной картины "Христос и грешница".



Полотно внушительно как размерами (5,8x3 м.), так и способом воздействия. Так, будучи представленным на Передвижной выставке, его заметил и купил император Александр III. После этого произведение находилось в Зимнем Дворце, а затем, при образовании Русского музея, было передано в его коллекцию, где и находится по сей день.
В доме Поленова представлен графический вариант работы "Христос и грешница" и многочисленные подготовительные материалы к живописному полотну.





Интересно, что за 30 000 рублей, полученных от императора, Василий Поленов купил имение в селе Страхово, ставшее для живописца местом силы при жизни и местом памяти после ухода. В этом смысле, сильной и памятной, мне показалась картина "Золотая осень". На ней запечатлен вид Оки в один из таких же, как сегодня, сентябрьских дней, но 1893 года.



Кстати, осень была любимым временем года Поленова. Он говорил, что летние месяцы нехороши тем, что "все, как из ушата, облито зеленью". А вот с приходом сентября для творца наступала поистине дивная пора.
Не будучи солидарной с сезонным предпочтением художника, я без малейших раздумий отправилась бродить тропинками его имения, любоваться атмосферой, смешивать природные краски...





Пара часов прогулки по музею-заповеднику Поленово способно взволновать и влюбить. И кажется, что цветы и деревья, основательные домики и хрупкие заборы, извилистые дорожки и плавная Ока - все свивается в картину. В картину нарисованной мной осени...


Tags: Василий Поленов, Ока, Поленово, заповедник, музей, путешествие, село Страхово, усадьба, художник
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments